На русском

Ашамайға мінгізу

Этот торжественный обряд имеет огромное воспитательное значение и знаменует собой новый этап в жизни мальчика. В возрасте 6-7 лет ему дарят коня, торжественно вкладывают в руки камчу и сажают на оседланного укрощенного коня, провозглашая, что отныне он джигит. Это возвышает ребенка, у него появляется чувство ответственности. Заодно ребенка приобщают к труду. В торжественный момент “Ашамайға мінгізу дедушка ребенка благословляет внука, а бабушка радостно осыпает его “шашу”. Дети постарше устраивают байгу, а взрослые — небольшой той.

Тұсаукесер

Разрезание пут. Этот ритуал проводится, когда малыш делает первые шаги. Его ножки обвязывают тонким, пестрым шнурком или веревкой, сплетенной из травы, разрезать которые доверяют энергичному многодетному человеку. Обряд сопровождается песнями и пожеланиями, чтобы ребенок твердо стоял на ногах, уверенно шел по жизни. Ритуал завершается тоем. В старину после “тұсаукесер” ребёнку дарили коня и седло. Пестрый шнурок подразумевает, что в жизни бывают не только белые, но и черные полосы — будущий джигит должен уметь преодолевать трудности.

Бесікке салу

«Бесік» колыбель — считается священной реликвией каждой семьи. Ее в большинстве случаев дарят внуку родственники по линии матери “нағашы”.

Бесік бережно хранится в доме и передается из поколения в поколение. Иногда сыну может посчастливиться спать в колыбельке, в которой некогда спал его отец.

Когда ребенка впервые укладывают в колыбель, проводится обряд “бесікке салу” (“укладывание в колыбель”). Право осуществить такую ответственную миссию поручается, как правило, специально приглашенной мудрой и уважаемой бабушке, имеющей многочисленное потомство.

Прежде чем укладывать младенца в колыбель, к ее изголовью привязывают амулет, который, согласно поверью, будет защищать его от злых духов. После того, как уложили малыша, колыбельку накрывают семью различными вещами, каждая из которых имеет определенный смысл.

Кырқынан шығару

На 41 день со дня рождения ребенка женщины, собравшиеся в доме новорождённого, купают малыша, впервые стригут ему волосы и ногти. За это исполнившим обряд, полагается дарить подарки в знак благодарности, а всех присутствовавших при знаменательном событии, приглашают к дастархану. Кстати говоря, у казахов числа 3, 7 и 41 считаются особенными благодатными.

Наречение

Казахи придают особое значение этой торжественной церемонии. Ребенку стараются дать красивое имя или имя знаменитого человека, чтобы он стал похож на того человека.

При этом обряд поручается выполнить уважаемым людям, которые тут же и благословляют новорожденного (бата).

Шілдехана

Шілдехана — той (праздник) устраиваемый при появлении на свет младенца.

Днем знакомые и близкие приходят с пожеланиями, говорят “кұтты болсын”.

Вечером собравшиеся веселятся, поют песни, играют на домбре, угощаются. Шілдехана – праздник в честь новорожденного.

Кіндік кесер

У казахского народа есть понятие “кіндік шеше”. При рождении ребенка женщины стоят наготове, чтобы перерезать пуповину появившемуся на свет ребенку. Частенько по этому поводу возникают споры среди желающих. Право разрезать пуповину ребенку “Кіндік кесу” достается уважаемой женщине или мудрой бабушке, после чего женщине вручают подарок “кіндік кесер”. В дальнейшем ее называют “кіндік шеше” (шеше-мать), и также считают матерью ребенка. “Кіндік шеше” может прийти в дом, где растет ребенок, попросить любую вещь, и ей не отказывают.

Жарысқазан

«Жарысқазан» — обряд, который совершается во время родовых схваток женщины. В ожидании радостной вести бабушки, и близкие родственницы со стороны мужа, собравшись возле роженицы, прося о помощи Биби Фатимы, устраивают “жарысқазан” (букв. жарыс — соревнование). В казане варят копченое мясо или что-то другое, вкусное и стараются приготовить еду раньше, чем появится на свет ожидаемый младенец. По поверью, малыш включается в соревнование, старается родиться быстрее. После рождения ребенка женщины угощаются приготовленным блюдом.

Картинки по запросу кимешек

Кимешек кигізу

“Кимешек” — головной убор замужней женщины. Молодая невестка целый год в новом доме носит на голове небольшую накидку, а “сәукеле” (головной убор невесты) может надевать по праздникам. Казашки не носят сәукеле после свадьбы.

После рождения первого ребенка женщины аула специально приходят в дом к невестке и надевают ей на голову “кимешек”, покрывающий шею и плечи. Открытым остается только лицо.

 Неке қияр

«Неке қияр» — обряд бракосочетания. Брак — святое понятие, акт верности и любви в жизни каждого человека. Для совершения обряда призывают муллу, ставят перед ним чашку с водой, накрытую платком. Собираются родные и близкие невесты и жениха. Мулла читает молитвы, затем при свидетелях, следуя традиционной форме, спрашивает о согласии юноши и девушки на вступление в брак.

По шариату (мусульманские законы), если невеста беременна, обряд бракосочетания откладывается, и проводится только после рождения ребенка. Этот обряд не проводится, также, между молодыми людьми, имеющими родство в одном из семи поколений, т.к. казахи до седьмого колена считаются родственниками.

Беташар

Беташар — обряд открывания лица невесты (показа невесты родственникам жениха и гостям) обязательно сопровождается традиционной песней-жыр. В юрту отца жениха, где собираются гости, приводят невесту в свадебном наряде. По обе стороны невесты, взяв ее под руки, стоят учтивые, благовоспитанные снохи. В “беташар” входит знакомство невесты с родственниками мужа, их добрые советы и пожелания на будущее в семейной жизни. Певец-импровизатор, характеризуя в стихах почтенных родственников, призывает невесту поклониться каждому; в ответ на это близкие родственники мужа дают “көрімдік” (подарок “за погляди”). “Беташар” заканчивается наставлениями, пожеланиями, советами.

Келін түсіру

Келін түсіруприезд невесты в дом жениха (келін — невестка, түсіру — здесь: ввести в дом). Для казахского народа заветная мечта, самая большая радость и большой той — “келін түсіру”. Весь аул готовится к этому торжеству.

Невесту не подвозят к порогу. По традиции вместе с “жеңге” ее оставляют на некотором (приличном) расстоянии от аула. Девушки и молодухи выходят навстречу невесте и, не открывая ее лица, вводят в дом и сажают за “шымылдық” (ширма, полог) с другими девушками. Порог всегда переступают правой ногой.

Встречающие осыпают всех “шашу”, поздравляют. Невесту сопровождают родная мать, сестры, жеңге. В аул съезжаются родственники и знакомые, устраивают пир с угощениями и различными увеселениями (состязание певцов, игры и т.д).  Однако, всем не терпится увидеть будущую “келін” (невестку). После того, как соберутся все приглашенные, невесту в богатой свадебной одежде торжественно выводят. Лицо ее закрыто покрывалом (шалью), и певец-импровизатор начинает петь “беташар”.